utrambovshik (utrambovshik) wrote,
utrambovshik
utrambovshik

Category:

В гостях у Воланда

Написано по заявке lapot

   Уже давно после того сериала хотел я взяться за Вильяма нашего Шекспира - но как-то увесистое слово «классик» на полдороге меня останавливало. Ведь многие его поклонники могут на меня закричать дурным голосом: «Да кто ты такой, чтобы рассуждать про Михаила нашего Булгакова!». Но теперь у меня есть повод: Лапоть меня попросил, и я это пишу вроде как по его заявке. А как пишу - это уже моё дело.
   В обзоре «Дозора» я уже заводил речь о манихействе его автора. С Булгаковым история та же самая - только серьёзнее. Можно сказать, что Лукьяненко - это Булгаков для бедных. Слишком подробно манихейскую веру я не изучал: во-первых, некогда было, а во-вторых, я не профессор теософии (да и вообще, Бог и богословие - вещи перпендикулярные). Но обычно так зовут лукавый плюрализм между Тьмой и Светом. Когда Свет и Тьма - всего лишь цвет фигурок в бесконечных вселенских шахматах. И то и другое якобы одинаково необходимо и равноправно. Гумилёв вообще относил манихейство к антисистемам - т.е., по-простому сказать, к сатанинским религиям. И видимо, правильно делал: от лукавого равенства всегда выигрывает Лукавый. Вот и у Булгакова доктор Воланд выглядит гораздо увереннее всяких там посланцев Света (в фильме Бортко они вообще все какие-то посланцы-оборванцы).
   Саму книгу я читал уже давно: как раз тогда, когда вокруг неё был читательский бум в связи с разрешением напечатать. Как сказал юморист Задорнов: «Я хоть и не понимаю «Мастера и Маргариту» - но у меня, в отличие других, хватает смелости в этом признаться». В любви к этому роману действительно слишком много нездорового культа: «потому что так положено». Советская-антисоветская интеллигенция вообще нашла там нужный себе лозунг для борьбы с Совдепией: в борьбе с ней хорош был союз хоть с самим дьяволом (и с мелкими бесами его - дудаевыми-гамсахурдиями). Но бес бы с ней, с этой совково-антисоветской интеллигенцией: она при ёлкиных реформах почти вся вымерла, как динозавры. За что боролись - на то и напоролись.

   Роман, в отличие от других вещей Булгакова, мне не понравился. С тех пор я ни разу не мог к нему вернуться и перечитать заново. Грубо говоря, не смог преодолеть брезгливость.
   Во-первых, не понравился чисто литературно: на мой субъективный вкус, два сюжета, древний и современный, склеены механически. Ощущения, что они нужны друг другу, у меня ни разу не возникло. Но здесь я с фанатами сильно спорить не буду. Тем более, что Булгаков залез туда, где чистая литература заканчивается.
   И во-вторых - можно сказать, что Булгаков хороший писатель, но попал под дурное влияние. Пушкин (или его Моцарт) был неправ, когда сказал, что гений и злодейство - две вещи несовместные. Бывают тёмные гении, и бывает вдохновение от лукавого. (У Гитлера было то ещё тёмное вдохновение, когда он за две недели разбил Францию). Как говорится, талант не пропьёшь и шило в мешке не спрячешь. И от фильма Бортко, при всей его бездарности, идёт Тьма.
   Сразу после сериала была передача «Загадки Мастера и Маргариты», где дьякон отец Кураев говорил как бы от имени цервки. Говорил он примерно такими словами: «Дискурс Булгакова в том, что Мастер - это он сам, и он показывает как бы пародию на Иисуса, такого, я бы сказал, сладкого Исусика, и передаваемый им мессидж романа - это взгляд на Иисуса глазами Мастера, как бы в соавторстве с самим Воландом...».
   Если бы попсовый батюшка на время забыл про свои дискурсы и сникерсы и сказал пару слов по-русски - это звучало бы совсем просто. Булгаков писал свой главный роман в соавторстве с Дьяволом.
   Есть ещё такой попсовый батюшка от либерализьма Яков Кротов (я его зову лукавый пастырь Яша), который на радио «Свобода», отмазывая Воланда от преисподней, утверждал, что он не принадлежит ни к Тьме, ни к Свету - а вообще какая-то промежуточная барабашка, типа Шапокляк или Карлсона (кому интересно - это вот здесь). Лукавый пастырь сделал вид, что не знает: ничего промежуточного между Тьмой и Светом не бывает.
   Там же была экзотическая версия, будто Воланд это Сталин - но в такие дебри я лезть не буду. В романе ясно видно, что Воланд - предводитель нечистой силы, хотя по масштабу для Люцифера он всё же мелковат. Даниил Андреев в «Розе Мира» утверждал, что Люцифер - это «Дьявол Вселенной», а Иисуса Христа в пустыне искушал планетарный демон Гагтунгр. Возможно, Воланд - это и есть Гагтунгр. Удостоверения ведь не спросишь.
   Булгаков (в соавторстве с Воландом) «подловил» публику, особенно постсоветскую, на одной слабости обывателя. При всей своей фарисейской набожности обыватель подсознательно верит в превосходство Дьявола. Или, как минимум, в его не меньшее чем у Бога могущество. Я сам, например, в детстве не верил в Бога, потому что Гагарин летал и никого не видел - а в чертей верил. В чертей верить веселее. От них дух захватывает. Когда они потом захватят душу - уже поздно пить боржоми.
   И вообще, Дьявол обычно предстаёт здешним дуракам в виде ангела света. (Люцифер по-латыни и есть ангел света). Большинство людей не умеют отличать настоящий Свет от лукавого - потому что для этого надо иметь внутреннее зрение, а не только у светящихся ящиков пультами щёлкать.
   Главная ложь Булгакова - как раз фальшивый показ того, что бывает, когда чёрт захватит душу. Это у него даже обставлено как просьба посланца Света к Воланду: к себе мы его взять не можем, так дай ты ему, батенька, вечный покой в своей резиденции. Скорее всего, Булгаков действительно имел в виду себя - и искал покоя у Воланда. Когда он по-настоящему попал в его «резиденцию» - думаю, мало ему там не показалось. Там есть практически всё, кроме покоя.

   Вот как тот же Даниил Андреев описывал свою встречу с Блоком, медленно поднимавшимся из кругов ада:

Он мне показывал Агр. Ни солнца, ни звезд там нет, небо
черно, как плотный свод, но некоторые предметы и здания
светятся сами собой - все одним цветом, отдаленно напоминающим
наш багровый. Я уже два раза описывал этот слой; во второй раз
- в четвертой части этой книги; снова напоминать этот жуткий
ландшафт мне кажется излишним. Важно отметить только, что
неслучайно мой вожатый показывал мне именно Агр: это был тот
слой, в котором он пребывал довольно долгое время после
поднятия его из Дуггура. Избавление принес ему Рыцарь-монах, и
теперь все, подлежащее искуплению, уже искуплено. Испепеленное
подземным пламенем лицо его начинает превращаться в
просветленный лик.


   «Скромное обаяние нечисти», на которое ловится обыватель, основано конечно на том, что она потусторонняя. Это называется, сбылась мечта пионера Васи: внезапно выхожу из подпространства в подсобку кулинарного отдела, а там... (или, скажем, материализуюсь в женской бане). Это ведь так круто, когда у тебя есть личное четвёртое измерение, куда ты можешь внезапно уходить от жизненных трудностей - и столь же внезапно на страх врагам оттуда выскакивать. Чьё это на самом деле измерение - неважно. Стрельба неуязвимого Бегемота с люстры, пропадания людей в чёртовой квартире, инфернальные бесчинства с поджогами и пожиранием селёдки - всё это людЯм в романе нравится. За это надругательство бесов над серой и унылой прозой жизни они согласны думать, что нечистая сила - не такая уж нечистая. В фильме Бортко она вообще вся разноцветная - а постылая совковая жизнь из принципа сделана чёрно-белой. Приём грубый, топорный, заезженный - но тут уже всякое лыко в строку. Если чёрт нравится больше тупого начальника, то как его не разукрасить цветными бантиками. Всегда, когда черти издеваются над тупой и неправедной здешней властью - симпатии публики им обеспечены. Дядюшка Воланд выступает гарантом справедливости...
   (Символично, что его играет Басилашвили. Примерно таких же «гарантов справедливости» эти басилашвили со старовойтовыми изображали в Межрегиональной депутатской группе. Закончилось резнёй и погромами.

   Где-то, не помню где, очень точно сказано, что Дьявол на Страшном Суде обвиняет человека в тех грехах, на которые он же его и соблазнил. Особенно хорошо это видно на примере «борцов с проклятым прошлым», когда мелкий бес скидывает старую маску и тут же начинает её топтать, надев новую. А некоторым убеждённым гайдарам и скидывать особо нечего: перешёл из журнала «Коммунист» в журнал «Либераст» - и продолжай в том же духе).

   Мимоходом разноцветные черти ведут галантные разговоры с завербованными лохами. Как Азазелло с Маргаритой, перед сатанинском балом любезно обращённой в ведьму:
   - Ах, как я рада! Я никогда не была так рада в жизни! Но простите, Азазелло, что я голая!
   Азазелло просил не беспокоиться, уверял, что он видел не только голых женщин, но даже женщин с начисто содранной кожей, охотно подсел к столу...

   Маргарита, конечно, женщина воспитанная - на любезность отвечает любезностью, о подробностях не спрашивает (сдирал ли он сам ту кожу - или только науськивал).
   И она имеет наглость с такими друзьями хотеть счастья или хотя бы покоя?
   У наивного читателя к концу романа возникает ощущение, что источник зла и страданий - вовсе не Воланд, который дарит людям свободу - а кто-то другой, кто всё время её ограничивает. Налагает какие-то дурацкие запреты, диктует какие-то заповеди и вообще, мешает получать от жизни 33 удовольствия. А Воланд и компания наоборот несчастных людей от всей этой муры избавляют - и показывают им настоящую взрослую жизнь. Как дворовая шпана учит маминых детей пить, курить, - а теперь уже и колоться. Попутно объясняя, что всё зло от строгих родителей. Перевоспитание происходит быстро.
   «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита».
   Глупая. Она думает, что знает, какое бывает горе и бедствия. Но теперь уже точно узнает.

   Конец романа откровенно фальшив.
   ... - Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь... - и так далее. Эта ложь Булгакова отнюдь не так безобидна, как может показаться человеку, который скажет: «чего докопался до литературы, когда кругом мороз, в армии дедовщина, а в Африке дети голодные». Ведь Булгаков, обманув сам себя, попутно и миллионам читателей-почитателей поморочил голову. Кому интересно, как там на самом деле, в гостях у Воланда - узнать можно вот здесь, здесь или здесь.

   (Первые два очевидца - русские женщины, третий - американский мужчина).
   Обобщённый посмертный опыт можно найти здесь, а кто верит только в науку - о том же самом, но по-научному, можно почитать здесь.

lenta_ru
Tags: Обзёр
Subscribe

  • Я поэт, зовусь незнайка

    Услыхал по радио про Шойгу и родились стихи (все персонажи вымышленные): От спасителя Шойгу Пидорас убёг в тайгу, Увидав в духовке мясо От другого…

  • Светская хроника

    Две гламурки на коньках На людей наводят страх. Плачьте, дети и старушки: Скоро в моде будут клюшки. --- Две гламурки под окном Срали поздно…

  • Здесь живут мои друзья...

    Стихи про пищевую цепочку Подружился червяк с рыболовом, А потом и карась с червяком, А потом рыболов с Горбачёвым, А потом Горбачёв с пиндюком. А…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Я поэт, зовусь незнайка

    Услыхал по радио про Шойгу и родились стихи (все персонажи вымышленные): От спасителя Шойгу Пидорас убёг в тайгу, Увидав в духовке мясо От другого…

  • Светская хроника

    Две гламурки на коньках На людей наводят страх. Плачьте, дети и старушки: Скоро в моде будут клюшки. --- Две гламурки под окном Срали поздно…

  • Здесь живут мои друзья...

    Стихи про пищевую цепочку Подружился червяк с рыболовом, А потом и карась с червяком, А потом рыболов с Горбачёвым, А потом Горбачёв с пиндюком. А…